Что такое онлайн-курсы в школе и организация учебного процесса с использованием онлайн и дистанционных технологий обучения статья

  • 14 сен 2022

Разбираемся с базовым понятием, с которым есть путаница.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Анна Судейская

Редактор направления «Образование» Skillbox Media.

Согласно стандарту РФ ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения», e-learning означает электронное обучение. А что же тогда электронное обучение? Это обучение с помощью , которые, в свою очередь, означают информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации.

Если простыми словами, то электронное обучение — любое, где используются интернет и цифровые технологии. Это и такое обучение, которое полностью организовано в цифровой среде, и то, которое проходит в обычной аудитории, но с использованием цифровых инструментов, будь то онлайн-платформы, сервисы, приложения.

В законе «Об образовании в РФ» тоже закреплено определение электронного обучения, но оно длинное и сложное:

Что такое онлайн-курсы в школе и организация учебного процесса с использованием онлайн и дистанционных технологий обучения статья

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

При этом в законе упоминаются ещё и дистанционные образовательные технологии — это такие технологии, которые реализуют «в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».

Что такое онлайн-курсы в школе и организация учебного процесса с использованием онлайн и дистанционных технологий обучения статья

Фото: ESB Professional / Shutterstock

Получается, с точки зрения закона, дистанционные образовательные технологии и электронное обучение — не одно и то же. Министерство образования и науки в 2013 году разъяснило ключевое отличие между ними так: электронное обучение не требует взаимодействия обучающихся и педагогических работников, а дистанционное обучение происходит в основном при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Выходит, например, что просмотр видеолекции в записи или автономное (без взаимодействия учащегося с педагогом) выполнение домашнего задания на специальной цифровой платформе — это электронное обучение. А онлайн-урок, который учитель ведёт, общаясь с учениками в прямом эфире, — это дистанционное обучение.

Но разве дистанционное обучение не является одновременно электронным, раз и там, и там применяются электронные технологии?

И чем тогда считать использование цифровых платформ и сервисов или, например, инструментов виртуальной реальности во время очных занятий с преподавателем непосредственно в классе? Разве это не электронное обучение тоже?

Словом, с официальной терминологией есть некоторая путаница, за что законодателей, кстати, критиковали ещё в том же 2013 году.

Что такое онлайн-курсы в школе и организация учебного процесса с использованием онлайн и дистанционных технологий обучения статья

В академическом сообществе к единому мнению о том, что такое e-learning, тоже пока не пришли:

Практики корпоративного обучения, например, придерживаются мнения о том, что электронное обучение не обязательно дистанционное, оно может проходить и очно в классе (это любое обучение с использованием цифровых технологий), а вот дистанционное обучение в будущем может слиться с понятием электронного — просто потому, что других форматов, кроме электронного, у дистанционного обучения не останется. Вряд ли кто-то будет учиться, как в прошлом веке, обмениваясь по обычной почте письменными учебными материалами на бумаге.

Что такое онлайн-курсы в школе и организация учебного процесса с использованием онлайн и дистанционных технологий обучения статья

К путанице в терминологии привело разнообразие и постепенное проникновение в российскую сферу образования англицизмов, уверена генеральный директор компании ELC, автор канала «Живое обучение» и эксперт в сфере e-learning Елена Тихомирова.

«Неразбериха связана с тем, что очень много терминов, которые обозначают фактически одно и то же, пришли из-за рубежа. А так как нет единого „мозгового центра“, министерства, которое сказало бы: „Теперь мы вот это будем называть вот так“, — сложилась такая путаница», — отмечает эксперт.

А лидер и основатель сообщества Digital Learning Павел Безяев отмечает, что дело тут не только в заимствованных понятиях. Неразбериха с терминами возникла из-за того, что все, кто занимался дистанционным, электронным или онлайн-образованием, изначально были разобщены. В каждой организации, будь то вуз или бизнес, были уверены, что именно они используют правильное название или правильный подход. И только теперь образовательному сообществу приходится договариваться о единых стандартах, терминах и правилах.

Но и это полбеды. На самом деле понятия «электронное обучение» или e-learning уже попросту устарели.

«Мне кажется, что термины „электронное обучение“, „электронный курс“, e-learning пора выводить из оборота, — считает Павел Безяев. — Когда компании или провайдеры используют их, то, с одной стороны, показывают, что они уже опытные, давно на рынке, а с другой — демонстрируют свою неактуальность, на мой взгляд. Термин, который сейчас должен звучать, — это либо „онлайн-обучение“, „онлайн-курсы“, либо „диджитал-“ или „цифровое обучение“».

Что такое онлайн-курсы в школе и организация учебного процесса с использованием онлайн и дистанционных технологий обучения статья

Фото: Gorodenkoff / Shutterstock

Схожей позиции придерживается и Елена Тихомирова. Она считает, что термин «электронное обучение» был актуален, когда это слово подчёркивало альтернативность традиционной форме, в которой никаких цифровых инструментов ещё не существовало. Но сейчас, когда технологии глубоко проникли и в традиционную очную форму, ситуация иная.

Что такое онлайн-курсы в школе и организация учебного процесса с использованием онлайн и дистанционных технологий обучения статья

«Я считаю, что уже нельзя говорить о каком-то отдельном электронном обучении. Есть просто обучение, и в его рамках используют разные информационные технологии и цифровые инструменты. Уже сложно найти такую сферу, где они не применялись бы», — комментирует Елена.

А вот сохранить разграничение таких форм обучения, когда учащийся физически удалён от преподавателя или центра обучения, и когда они находятся в одном месте, стоит. Поэтому термины вроде электронного, дистанционного и онлайн-обучения стоило бы объединить в одно понятие — удалённое обучение, считает Елена.

Представим на схеме, как развивались инструменты образования и в зависимости от этого появлялись новые понятия типов обучения.

Что такое онлайн-курсы в школе и организация учебного процесса с использованием онлайн и дистанционных технологий обучения статья

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Люди неоднократно и в разные времена сталкивались с необходимостью учиться дистанционно, вне классов и аудиторий. В XIX веке эту проблему решали с помощью почты: материалы для занятий присылали ученикам, и благодаря этому они могли учиться из дома.

В первой половине XX века почту заменило радио — например, в отдалённых уголках Австралии некоторые ученики изучали школьные предметы именно так.

Постепенно популярность набирал и заочный формат обучения в вузах, когда основной процесс происходит удалённо, а на финальные лекции или экзамены нужно приехать в учебное заведение.

Распространение компьютеров в 1980-х значительно упростило задачу обучать людей без отрыва от их привычной жизни. Так, преподавателям, педагогам и тренерам стало значительно проще «упаковывать» свои знания. А появление CD-ROM привело к тому, что и делиться этими знаниями стало проще: можно создавать презентации, записывать учебные материалы и курсы на дискеты или диски. Это как раз и стало эпохой обучения с помощью компьютера и дистанционного обучения.

Что такое онлайн-курсы в школе и организация учебного процесса с использованием онлайн и дистанционных технологий обучения статья

В 1999 году появился, наконец, сам термин e-learning или электронного обучения. Считается, что придумал его американский эксперт в сфере EdTech Эллиотт Мейси. E-learning он назвал обучение с привлечением технологий, будь то обычные программы или интернет.

Что такое онлайн-курсы в школе и организация учебного процесса с использованием онлайн и дистанционных технологий обучения статья

С момента появления термина «электронное обучение» прошло больше 20 лет, и за это время в образовании появилось множество цифровых инструментов — онлайн-платформ, сервисов, приложений, технологий вроде VR и AR. Появился новый термин — EdTech. Он родился из сочетания двух слов — Education (образование) и Tech (технологии). Началась масштабная цифровизация образования — собственно, как и остальных сфер человеческой деятельности. Пандемия COVID-19 ускорила этот процесс.

При этом единообразного понимания термина EdTech в образовательном сообществе тоже нет. Кто-то подразумевает под ним только сами цифровые технологии, предназначенные для образования, и рынок их разработчиков, кто-то — образование, которое осуществляется с помощью цифровых технологий, и, соответственно, весь рынок онлайн-образования, но чаще всего им обозначают и то, и другое. Фактически термин стал очень широким и охватывает всё, что связано с электронным обучением.

Что такое онлайн-курсы в школе и организация учебного процесса с использованием онлайн и дистанционных технологий обучения статья

  • 2 мар 2023

Что такое цифровизация образования и зачем она нужна

Разбираемся, почему и как в образование приходят технологии.

Иллюстрация: Andrea Piacquadio / Pexels / Colowgee для Skillbox Media

Редакция «Образование» Skillbox Media

Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.

Знакомые идеи? С внедрением цифры в образование связано много страхов. В этой статье мы постараемся разобраться:


Прежде всего, поясним: цифровизация образования и дистанционное онлайн-образование — не одно и то же. Понятие цифровизации гораздо шире. Оно означает использование различных программ, приложений и других цифровых ресурсов для электронного обучения как удалённо, так и непосредственно в школе или вузе (например, когда какие-то задания выполняются на компьютере или на планшете в классе).

Кроме того, цифровизация касается не только учебных процессов, но и организационных. Например, те же электронные дневники и журналы, а также возможность написать учителю электронное сообщение вместо того, чтобы звонить или приходить в школу лично, — это тоже цифровизация.

Цифровизация образования стала особенно заметной после начала пандемии коронавируса. Школы и вузы вынужденно переехали на дистант в онлайн, и это затронуло всех — школьников и их родителей, учителей, студентов и преподавателей вузов.

Но на самом деле процессы цифровизации начались гораздо раньше. Использование цифровых средств в образовании — мировой феномен. О масштабах явления свидетельствует хотя бы размер рынка образовательных цифровых технологий (этот рынок называется EdTech) — к 2025 году, по оценке Всемирного экономического форума, он достигнет 342 млрд долларов США. Только на одной платформе Coursera в прошлом году училось онлайн 100 миллионов слушателей.

Что такое онлайн-курсы в школе и организация учебного процесса с использованием онлайн и дистанционных технологий обучения статья

Фото: Gorodenkoff / Shutterstock

Цифровизация образования в России, по оценке специалистов Института образования Высшей школы экономики, прошла несколько стадий. И на каждой под этим термином подразумевали разные процессы:

  • Первая волна цифровизации в середине восьмидесятых — начале девяностых годов была направлена на развитие компьютерной грамотности и включала в себя появление в школах и вузах первых компьютерных классов
  • На втором этапе с середины нулевых годов заговорили о внедрении в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий — цифровые устройства и форматы стали использоваться не только на занятиях по информатике.
  • На третьем — современном — этапе, примерно с 2018 года, речь идёт уже о цифровой трансформации — применении цифровых технологий во всех процессах в образовании.

В ходе цифровой трансформации образования обновляется всё:

  • планируемые образовательные результаты и содержание образования. Ведь чем дальше, тем больше людям нужны в жизни цифровые компетенции (например, почти всё взаимодействие с государственными учреждениями теперь идёт через электронные «Госуслуги», с банками — через цифровые приложения; работу очень многих людей уже невозможно представить без цифровых технологий). А значит, детей лучше ещё в школе учить пользоваться цифровыми технологиями правильно;
  • педагогические методы и технологии обучения, потому что занятия в цифровой среде во многом отличаются от традиционных занятий в классе (появилось даже понятие цифровой дидактики);
  • организация учебной работы, инструменты (технические средства) для неё и управление этим процессом.

Попробуем разобраться, почему во всём мире стала необходимой такая масштабная переделка подходов к обучению, а также какие у неё есть плюсы и минусы.

С тем, что в наш век образование уже невозможно без цифровизации, согласны многие эксперты. Хотя бы потому, что цифровая интернет-среда становится неотъемлемой частью нашей жизни, облегчая многие процессы.

Так, директор института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета, председатель федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования «Образование и педагогические науки» Елена Казакова считает, что вопроса о том, использовать или нет цифровые технологии в образовании, уже нет на повестке дня:

Что такое онлайн-курсы в школе и организация учебного процесса с использованием онлайн и дистанционных технологий обучения статья

«Не внедряем мы никакие цифровые технологии. Мы жить начали в другом мире! Ну перестанем мы уповать на внедрение цифровых технологий. Что, весь мир вокруг оцифруется, а мы продолжим жить с мелом и доской? Это же смешно, так не будет».

Ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов тоже высказался о, что цифра — уже не будущее, а неизбежная реальность и альтернативы ей нет, поэтому вузам нужно перестраиваться и достигать цифровой зрелости. Министр образования и науки Валерий Фальков отметил, что даже очный формат обучения трансформируется, некоторые элементы дистанционного взаимодействия студента и преподавателя останутся в нём уже навсегда.

Что такое онлайн-курсы в школе и организация учебного процесса с использованием онлайн и дистанционных технологий обучения статья

«Уже невозможно не замечать и не использовать те цифровые решения и инструменты, которые помогают автоматизировать рутинные процессы, разнообразить уроки в классе и домашнюю работу», — считает Наталья Кравченко, председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности.

Иными словами, использование цифровых инструментов — не вопрос моды, а насущная необходимость.

Как в XV веке на сферу образования повлияло изобретение книгопечатания (до этого из-за большой дороговизны рукописных книг самым распространённым способом получения и распространения знаний были живые лекции), так же меняют образование и цифровые технологии. И как тогда речь шла о появлении новых возможностей и новых инструментов, так и сейчас.

Что такое онлайн-курсы в школе и организация учебного процесса с использованием онлайн и дистанционных технологий обучения статья

Кирилл (слева) и Мефодий (в центре) переводят книги на славянский язык
Миниатюра: Радзивилловская летопись / Wikimedia Commons

Когда-то люди писали исключительно от руки, потом появились печатные машинки, затем — компьютеры с текстовыми программами. Когда-то обсуждать что-то с другим человеком, находящимся на большом расстоянии, можно было исключительно в письмах, потом появились телеграф и телефон, а затем и интернет с его многочисленными возможностями.

Всё это во многом соответствует понятию промышленных революций. Первая промышленная революция произошла с изобретением парового двигателя, который подтолкнул механизацию производства и развитие железнодорожного транспорта, что, в свою очередь, стало причиной бурного роста фабрик и заводов в конце XVIII века.

Технической причиной второй промышленной революции в конце XIX — начале ХХ века стало изобретение электричества и двигателя внутреннего сгорания. Появились новые производственные технологии, телеграф и телефон, автомобили, люди в отдалённых регионах смогли быстро обмениваться сообщениями, и передвижение между городами ускорилось.

Наконец, вторую половину ХХ века, когда появились цифровые технологии и начался рост электроники, телекоммуникаций и распространение персональных компьютеров, принято называть третьей промышленной революцией.

Считается, что развитие интернета положило начало новой промышленной революции — четвёртой. От неё ожидают роста технологий на основе искусственного интеллекта, нейросетей, дополненной реальности, интернета вещей и так далее.

Все эти революции в той или иной мере сказывались и на образовательных процессах. Было бы очень странно, если бы, несмотря на произошедшие технологические перемены, занятия в школах и университетах по-прежнему проходили при керосиновых лампах, и учащиеся писали бы перьями, окуная их в чернила. Точно так же неестественно сейчас было бы отказываться от возможностей цифровых технологий.

При всей своей консервативности школа и вуз всё-таки должны соответствовать обществу вокруг. Выпускник школы и тем более вуза должен быть подготовлен к жизни в современном мире, а цифра сегодня плотно вошла во все сферы жизни и работы.

С другой стороны, ученики к начальной школе (да даже к детскому саду) уже знакомы с цифровыми технологиями. Пусть отличия «цифровых аборигенов» от предыдущих поколений, в общем, сильно преувеличены (например, студенты вузов по всему миру до сих пор в целом предпочитают бумажные книги электронным) — факт остаётся фактом, каждое новое поколение всё глубже погружено в цифровую среду. И образовательным системам уже сейчас приходится приспосабливаться к повседневным привычкам учеников. А многие эти привычки — цифровые.

Что такое онлайн-курсы в школе и организация учебного процесса с использованием онлайн и дистанционных технологий обучения статья

Фото: Maria Sbytova / Shutterstock

Но цифровизация образования не означает, что электронные инструменты заменят собой всю образовательную среду и тем более учителей. Против этого свидетельствуют результаты исследований — форматы, когда обучение строится офлайн и частично онлайн, оказываются, как правило, эффективнее и полного дистанта, и абсолютного отказа от современных цифровых инструментов. А практика показывает, что качественное образование всегда подразумевает живой опыт взаимодействия с учителем и соучениками — и онлайн-курс без всякой обратной связи, и скучная лекция, после которой никто не задаёт вопросы, одинаково малополезны.

Эффективность цифровых технологий в образовании сегодня подтверждена как минимум в следующих основных направлениях:

  • Как и во всех остальных сферах, цифровизация в образовании упрощает организационные задачи. В школьном электронном дневнике удобнее фиксировать и передавать информацию (например, от учителя родителям ученика и наоборот), а современные инструменты для вузов позволяют составить индивидуальное расписание для каждого из тысяч студентов (и ещё учесть при этом его личный выбор).
  • Цифровизация делает образование удобнее для школьников и студентов. Так, возможности гибридного обучения, когда часть учащихся находится в аудитории с преподавателем, а часть подключается дистанционно из дома, позволяют школьникам и студентам не пропускать занятия, когда они не могут посетить их физически (например, из-за болезни). Возможности смешанного обучения, когда наряду с обычным форматом занятий в классе используются цифровые технологии, помогает сделать обучение более индивидуализированным: более способным ученикам дать темы и занятия посложнее, а более слабым — помочь отработать наиболее трудные для них темы. На полных онлайн-программах можно учиться и сдавать экзамены, физически находясь где угодно.
  • Онлайн даёт доступ к гораздо более широкому спектру образовательного контента, чем обычный формат. Крупные онлайн-платформы, на которых размещены массовые курсы ведущих университетов мира (Coursera и другие подобные проекты, в том числе российские), позволяют человеку из любой точки мира прослушать лекции, например, Гарварда или МГУ. До появления подобных платформ такая возможность была лишь у студентов соответствующих вузов, но не у всех есть возможность туда поступить. Сейчас разные вузы могут включать в свои программы готовые курсы лекций других ведущих университетов.

Что такое онлайн-курсы в школе и организация учебного процесса с использованием онлайн и дистанционных технологий обучения статья

Онлайн-курсами разнообразие учебного контента в Сети не исчерпывается. И школьнику, и студенту бывает полезно, если тема осталась непонятной, посмотреть или почитать объяснение другого преподавателя, а также отработать знания на разных упражнениях, задачах и примерах. Цифровые решения позволяют создавать множество новых, неповторяющихся заданий индивидуально для каждого ученика.

  • В виртуальной среде можно отрабатывать реальные навыки в безопасной среде. Если сразу делать что-то полностью «как в жизни» опасно, невозможно или очень дорого (например, студента-медика не поставишь сразу за операционный стол к реальному пациенту, а студента-пилота не посадишь сразу за управление настоящим самолётом), то на помощь приходят VR‑технологии.
  • Обучение в цифровой среде позволяет собирать данные и анализировать их, чтобы потом улучшить образовательный процесс. Учебная аналитика — не только инструмент управления в рамках масштабных образовательных систем, она вполне может быть полезна и учителю, который работает с несколькими классами. Есть примеры, когда специальное онлайн-тестирование позволяло учителям заметить в своём классе учеников, чьих трудностей или, наоборот, успехов они раньше не видели. Техника в этом смысле беспристрастна. А в высшем образовании, например, большие данные помогают оценить даже вероятность отчисления студентов и предсказывают, как будут учиться в будущем нынешние абитуриенты.

Словом, цифровизация — это не замена традиционного формата образования, в котором есть преподаватель и живое взаимодействие с ним. Это, с одной стороны, альтернатива традиционному формату, а с другой — подспорье для него, новые удобные инструменты.

О внедрении цифровых технологий в образование на государственном уровне в России заботились давно. Но особенно масштабными такие проекты стали после пандемии.

  • В школах в этом году идёт эксперимент по развитию «Цифровой образовательной среды» (ЦОС). Пока им охвачены 15 регионов. Эксперимент в рамках национального проекта «Образование» предполагает как техническое переоснащение школ, так и создание для них новых цифровых сервисов. Так, развивается платформа «Моя школа», которая должна стать большой экосистемой из множества различных цифровых инструментов: от электронных дневников и журналов до обмена учебными материалами между педагогами, учащимися и их родителями.
  • Более широкая программа цифровых нововведений для школ и колледжей изложена в распоряжении Правительства РФ о цифровой трансформации образования. Документ предполагает создание цифровой системы управления образовательной организацией, цифровых помощников ученика, учителя и родителя, а также цифровых портфолио учеников. Похоже, что базой для этих решений тоже станет система «Моя школа».
  • Предусмотрены и разные направления цифровой трансформации вузов. Она ориентирована не столько на разработку образовательных сервисов, сколько на развитие инфраструктуры сбора и обработки отраслевых данных о вузах и научных учреждениях, внедрение информационных систем для учёных и формирование в вузах собственных команд по цифровой трансформации.

Университеты нередко выступают в процессе цифровизации образования в экспертной роли: например, в вузах — участниках программы «Приоритет» созданы цифровые кафедры, на которых студенты могут получить дополнительную IT‑квалификацию.

Государственные программы могут быть сколь угодно масштабными, но до реализации доходят далеко не все идеи. Цифровизация российского образования идёт с переменным успехом. Среди главных проблем исследователи и практики отмечают следующие:

Впрочем, есть и учебные заведения, которые с проблемами такого рода уже почти не сталкиваются. Дело в том, что разные российские вузы и школы на самом деле находятся на разных этапах цифровой зрелости. Хотя формально на федеральном уровне речь уже идёт о цифровой трансформации, по факту часть учреждений ещё не прошла этап оцифровки. Об этом на митапе Skillbox о цифровом образовании говорил заведующий лабораторией цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ Иван Карлов.

По его словам, этап оцифровки подразумевает переход от аналоговых носителей к цифровым. Вместо бумажного журнала появляется электронная таблица, а документы, например приказы ректора, рассылают в PDF-формате. Но в процессах подготовки этих документов ничего не меняется.

Большинство учреждений, по оценке эксперта, находятся сейчас на переходе с первого этапа к автоматизации деятельности. При этом цифровые решения помогают упростить часть традиционных функций — появляются бухгалтерские системы, решения для планирования занятий и так далее. И лишь отдельные школы и вузы уже перешли к цифровой трансформации с новым содержанием образования, новыми методами обучения и форматами занятий.

Вне государственных школ и вузов цифровизация развивалась в последние годы гораздо быстрее. Появилось целое направление — онлайн-образование или EdTech. Это различные программы обучения для детей и взрослых на онлайн-платформах. Но и тут не стоит переоценивать глубину технических новшеств: даже некоторые руководители крупнейших компаний сферы EdTech считают, что онлайн-платформы всего лишь изменили способ доставки контента, но не перестроили образование фундаментально.

Что такое онлайн-курсы в школе и организация учебного процесса с использованием онлайн и дистанционных технологий обучения статья

Фото: NDAB Creativity / Shutterstock

Тем не менее обучение в онлайн-формате, с использованием цифровых платформ, тренажёров и симуляторов стало очень популярно в России и среди детей, и среди взрослых.

Например, для дополнительного обучения взрослые россияне чаще выбирают онлайн-, а не офлайн-курсы. Это удобно и позволяет учиться тем, у кого раньше не было такой возможности из-за занятости на работе. Корпоративное обучение, когда курсы для сотрудников выбирает работодатель, также повсеместно проводится с использованием цифровых технологий — в смешанном (офлайн плюс онлайн) формате.

Школьники чаще посещают дополнительные занятия всё же в традиционном формате офлайн, но среди них тоже растёт доля тех, кто пользуется услугами онлайн-репетиторов и онлайн-платформ: сейчас она оценивается в 7,6%, причём среди городских школьников учатся онлайн почти 15%.

Что такое онлайн-курсы в школе и организация учебного процесса с использованием онлайн и дистанционных технологий обучения статья

Причины популярности EdTech просты — прежде всего это возможность учиться по удобному графику удалённо. Кроме того, по умению привлекать аудиторию и делать образовательные продукты интересными индустрия EdTech опережает сектор традиционного образования.

Впрочем, рынок неформального образования, судя по всему, недолго проживёт без государственного регулирования. В Госдуме уже обсуждались идеи по лицензированию онлайн-курсов, утверждены правила просветительской деятельности, а пройти в общеобразовательную школу EdTech-проекты смогут в ближайшем будущем только через государственный реестр цифрового образовательного контента.

У цифровизации образования хватает реальных проблем. Например, преградой для любых проектов в этой сфере становятся два цифровых разрыва.

  • Первый — у значительной части населения нет компьютеров или других необходимых для онлайн-обучения гаджетов и качественного интернет-соединения.
  • Второй — людям без достаточного опыта использования интернета и цифровых ресурсов трудно учиться онлайн. Кто-то не знает о полезных возможностях цифровизации и использует смартфон только для развлечения, а кто-то, даже зная о разных полезных возможностях, не может без посторонней помощи научиться работать с приложениями и программами.

Поэтому недостаточно обеспечить, например, всех учителей и учащихся школ гаджетами, нужно ещё и познакомить их с реальными возможностями цифры.

Ещё одна заметная проблема в том, что педагогические правила и приёмы обучения в цифровой среде только формируются. Та же цифровая дидактика — явление новое, и она лишь начинает развиваться. Эффективность онлайн-занятий и отдельных цифровых инструментов, различные аспекты влияния цифры на успехи учащихся исследуются прямо сейчас, а пока цифровое обучение можно назвать экспериментом.

Кроме того, зачастую под видом цифровой трансформации происходит оцифровка вполне традиционных подходов. То есть не используется ни доступное разнообразие образовательного контента, ни возможности индивидуализации по интересам и способностям ученика. Например, если преподаватель просто читает лекцию по видеосвязи, не понимая даже, сколько студентов слушают его на самом деле, а не занимаются в это время своими делами, это вряд ли стоит называть полноценной цифровизацией. Если оборудование закупается в школу, но не используется, это тем более не цифровизация.

Многие считают цифровизацию спорным процессом. Очевидно, что не любой цифровой инструмент — благо для обучения и что иногда неудачи в процессе внедрения технологии сводят на нет благие намерения.

Но с другой стороны, безоговорочный отказ от цифровизации — например, до тех пор, пока все эффекты цифры не будут исследованы, — означал бы большие потери для образования. Учителя и ученики потеряли бы множество интересных и удобных инструментов, выпускники не смогли бы развивать необходимые им в жизни навыки.

Поэтому за призывами полностью отказаться от электронных инструментов в образовании, запретить дистанционку и гаджеты на уроках видится не столько забота об учениках и учителях, сколько психологическое неприятие нового.

Неприятие цифры, конечно, усугубляется внутренними проблемами в реализации цифровых проектов: когда стратегии цифровизации пишутся формально и без учёта потребностей учителей и учеников, когда на бумаге обеспеченность техникой одна, а в реальности — в несколько раз ниже, когда новые инструменты для образования подаются так, что преподаватели чувствуют недоверие к себе и обесценивание своего опыта.

Неудивительно, что то и дело появляются инициативы — в том числе законодательные, направленные на то, чтобы запретить электронные средства обучения в школах и вузах. Успехом они пока не увенчались, но поддержку у многих вовлечённых в образование находят неизменно.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Что такое онлайн-курсы в школе и организация учебного процесса с использованием онлайн и дистанционных технологий обучения статья

  • 26 окт 2021

На ММСО эксперты обсудили, какое место цифровые продукты занимают в современной школе и стоит ли паниковать из-за нашумевшего распоряжения президента.

Наталья Скорнякова

Редактор направления «Образование» Skillbox Media.

Ещё пару лет назад примеры успешного внедрения EdTech-решений в общее школьное образование были практически уникальными. А в 2020 году, во время вынужденного перехода на дистанционное обучение, учителям и детям пришлось срочно осваивать онлайн-инструменты. Сейчас школьное образование по большей части вернулось в привычный ритм, однако дистант фактически запустил тренд на цифровизацию и смешанное обучение.

Какую роль EdTech играет в школе сегодня? И как будут строиться отношения EdTech и системы образования в свете распоряжения президента о переходе школ и колледжей с 2023 года на государственные информационные системы для электронного обучения? Эти вопросы обсуждались на сессиях Московского международного салона образования (ММСО). Рассказываем про главные тезисы экспертов, а записи целиком можно посмотреть на YouTube:

Положительный пример внедрения цифровых инструментов в школьный образовательный процесс привела Ольга Речкалова, директор МБОУ СОШ №7 города Губкинского в Ямало-Ненецком автономном округе. Спикер отметила, что в её регионе есть широкие возможности выбора платформ для обучения. Правительство округа выделяет определённую сумму средств в расчёте на каждого учащегося, что позволяет школам оплачивать доступ к цифровым решениям. При выборе сервисов учитывается в первую очередь удобство для учителей и специфика обучения детей разного возраста. Среди используемых продуктов — «ЯКласс» для обучения математике, «Фоксфорд» для подготовки к экзаменам и «Учи.ру» для начальной школы.

Однако до массовой цифровизации школ ещё далеко. Как показало обсуждение на форуме «Время образования», для этого требуется немало времени, а также разработка таких продуктов, которые действительно будут решать насущные проблемы педагогов. Представители EdTech-бизнеса, выступавшие на ММСО, придерживаются по этому вопросу схожей точки зрения.

Что такое онлайн-курсы в школе и организация учебного процесса с использованием онлайн и дистанционных технологий обучения статья

Так, Михаил Мягков, основатель компании Maximum Education, которая разрабатывает онлайн-курсы для учеников 5–11-го классов, отметил, что школьный рынок EdTech пока только начинает развиваться. И главное направление этого развития — не замена традиционного обучения, а помощь учителю. Технологии могут взять на себя рутинные задачи, аналитику, прогнозирование, чтобы помочь педагогу сэкономить время и сфокусироваться на своих основных обязанностях.

Макар Гончаров, GR-директор компании Skyeng, считает, что в школах немало сфер, в которых инструменты EdTech могли бы стать по-настоящему полезными, и это касается не только работы учителей, но и административно-хозяйственной и финансовой. Однако, по его мнению, EdTech пока ещё не начал проникать в школы по-настоящему, разве что в рамках дополнительных занятий и домашней работы. Причём первое проникновение случилось вынужденно, из-за пандемии, но потом появились барьеры:

Что такое онлайн-курсы в школе и организация учебного процесса с использованием онлайн и дистанционных технологий обучения статья

Что такое онлайн-курсы в школе и организация учебного процесса с использованием онлайн и дистанционных технологий обучения статья

EdTech-продукты наиболее эффективны как вспомогательный инструмент учителя, но не его замена — с этим тезисом согласились все выступающие. Кирилл Кононенко, руководитель GR-направления онлайн-школы «Фоксфорд», упомянул ситуацию, в которой школа покупает доступ к курсам для учеников, чтобы те занимались самостоятельно, но дети не заходят дальше регистрации на платформе:

Что такое онлайн-курсы в школе и организация учебного процесса с использованием онлайн и дистанционных технологий обучения статья

«Чаще всего, в нашем случае, покупают именно углублённое изучение или подготовку к экзаменам. И здесь учитель скорее пользуется платформой как дополнительным инструментом. Поэтому, если он просто говорит: „Ребята, у нас есть классная работа, а ещё есть ‚Фоксфорд‘, позанимайтесь там, это вам поможет“, — это эффективно, но только для замотивированных ребят».

Что такое онлайн-курсы в школе и организация учебного процесса с использованием онлайн и дистанционных технологий обучения статья

Фото: Juice Flair / Shutterstock

Дмитрий Зеливанский, директор по коммерческим проектам «Новой школы», считает, что здесь стоит действовать в зависимости от ученика. Спикер рассказал об экспериментальном проекте школы, где уроки проходят в смешанном формате. Учитель размещает контент на платформе и предлагает школьникам изучить его самостоятельно, каждому в своём темпе. И наблюдает, сколько ребят могут освоить материал без помощи. При этом есть поддержка для тех, кому она требуется, и обычные очные уроки для ребят, которые не могут заниматься без учителя.

Что такое онлайн-курсы в школе и организация учебного процесса с использованием онлайн и дистанционных технологий обучения статья

Как ещё учителя используют цифровой образовательный контент и платформы? Яков Сомов, основатель проекта «Лекториум» и руководитель центра онлайн-образования президентского лицея №239, Санкт-Петербург, обнаружил, что иногда очень неожиданно:

Что такое онлайн-курсы в школе и организация учебного процесса с использованием онлайн и дистанционных технологий обучения статья

«Я занимаюсь просветительско-образовательной деятельностью, онлайн-курсами. Долгое время я думал, что люди, которые приходят ко мне на курс, будут целиком его проходить. Но это совершенно не так. Их интересует лекция №4, к примеру. И мы в своё время вскрыли „чёрный рынок“ контента в моей собственной школе: авторы нашего же курса по робототехнике „раздербанили“ его на запчасти и своим ученикам выдавали прямой доступ через „Google Диск“. Поэтому мы в какой-то момент приняли решение вынести контент из-под регистрации. То есть, если вас интересует сейчас лекция №4, вам не нужна регистрация на „Лекториуме“, чтобы посмотреть».

Педагоги «Новой школы», по словам Дмитрия Зеливанского, обычно тоже предпочитают сами компоновать содержание под конкретный урок и задачи конкретного класса, а не использовать готовые решения целиком. С этим подходом солидарны и коллеги Ольги Речкаловой: по словам спикера, во время очных занятий внешние ресурсы используются только как тренажёры для закрепления материала либо для олимпиадной подготовки.

В сентябре был опубликован перечень распоряжений президента по итогам заседания президиума Госсовета, в котором содержится указание на то, что с 1 сентября 2023 года электронное обучение, которое предполагает обработку персональных данных школьников и учащихся средних специальных образовательных учреждений, может проходить только на государственных информационных платформах. Вот как сформулирована норма:

Что такое онлайн-курсы в школе и организация учебного процесса с использованием онлайн и дистанционных технологий обучения статья

«Применение с 1 января 2023 года исключительно государственных информационных систем (ресурсов) при реализации основных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, сопряжённых с обработкой персональных данных обучающихся».

Что такое онлайн-курсы в школе и организация учебного процесса с использованием онлайн и дистанционных технологий обучения статья

Фото: Monkey Business Images / Shutterstock

Пока неясно, что это означает для EdTech-компаний, которые занимаются школьным образованием. Однако некоторые эксперты, принимавшие участие в дискуссиях на ММСО, считают, что поводов для паники нет. Так, Валентина Куренкова, GR-директор ООО «Нетология», предлагает в первую очередь прочесть распоряжение внимательно:

Что такое онлайн-курсы в школе и организация учебного процесса с использованием онлайн и дистанционных технологий обучения статья

«Там же не написано „госконтент“. Пока не написано. Может быть, будет написано — но пока нет. Там говорится про государственные информационные ресурсы. Вот это важно».

Благополучное для EdTech-компаний разрешение ситуации, по мнению спикера, возможно только в диалоге бизнеса с государством — и о его выстраивании стоит позаботиться как можно раньше.

Эту позицию поддержала и заместитель директора по направлению «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика» Юлия Горячкина. По её словам, государство тоже очень заинтересовано в диалоге с бизнесом, потому что именно у EdTech-компаний есть экспертность и высокотехнологичные решения, необходимые в образовании. Такие проекты, как «Сферум» и «Урок цифры», созданные в сотрудничестве Минцифры, Минпросвещения и бизнеса, это подтверждают.

Что такое онлайн-курсы в школе и организация учебного процесса с использованием онлайн и дистанционных технологий обучения статья

Однако генеральный директор ООО «Цифровое образование» и основатель онлайн-школы «Фоксфорд» Алексей Половинкин считает, что в этой ситуации могут возникнуть сложности:

Что такое онлайн-курсы в школе и организация учебного процесса с использованием онлайн и дистанционных технологий обучения статья

«Есть риски, что в школьном образовании могут поделить EdTech на , причём допустить только „Ed“ с точки зрения содержания. Компаниям будет предложено поставлять контент, который учитель будет как-то использовать в основном образовательном процессе. Но это так не работает, потому что большинство успешных сервисов — это связка контента и цифрового продукта, который управляет мотивацией, влияет на доходимость, на образовательный результат. Просто так, если мы нарежем ролики и предложим учителю ими пользоваться, ничего не получится. А закончится тем, что нам скажут: „Не работает ваш EdTech, смотрите“».

Безусловно, вопросы регулирования будут широко обсуждаться и в дальнейшем, так что пока рано делать выводы. Однако 19 октября на встрече Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с учителями глава Минпросвещения Сергей Кравцов, по сообщению ТАСС, подтвердил курс на государственные цифровые системы в школах. «Все информационные системы в школьном образовании должны быть государственными, с проверенным содержанием. Чтобы не навредить ребёнку. Информационные технологии нужны для поддержки мотивации, но должно быть проверенное содержание», — сказал он.

Что такое онлайн-курсы в школе и организация учебного процесса с использованием онлайн и дистанционных технологий обучения статья

Научитесь: Цифровое образование: онлайн-инструменты и платформы

Что такое онлайн-курсы в школе и организация учебного процесса с использованием онлайн и дистанционных технологий обучения статья
Что это?
Формат электронного обучения – это возможность получать знания, улучшать навыки, не покидая офис или собственный дом. Предполагает использование технических средств и Интернета для передачи информации и обратной связи.

Что такое онлайн-курсы в школе и организация учебного процесса с использованием онлайн и дистанционных технологий обучения статья
Каковы перспективы?
Электронное обучение постоянно развивается, появляются новые направления, инструменты, гаджеты. E-learning внедряется не только в учебных заведениях, но и коммерческих компаниях, и этот процесс будет продолжаться.

В статье рассказывается:

  1. Суть электронного обучения
  2. Разница между дистанционным и электронным обучением
  3. Плюсы электронного обучения
  4. Минусы электронного обучения
  5. Форматы электронного обучения
  6. Этапы создания курса электронного обучения
  7. Критерии качественного электронного обучения
  8. Внедрение электронного обучения в компаниях
  9. Перспективы электронного обучения
  10. Что такое онлайн-курсы в школе и организация учебного процесса с использованием онлайн и дистанционных технологий обучения статья

    Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.

    Бесплатно от Geekbrains

Суть электронного обучения

Развитие цифровой среды сказывается на всех сферах нашей жизни, в том числе и на системе образования.

Понятие электронное обучение (e-learning) прописано в стандарте РФ ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения». Если говорить кратко, то это методики, в основе которых лежит применение информационно-коммуникационных технологий. Другими словами, это обучение посредством вычислительной техники и других устройств телекоммуникации.

Суть электронного обучения
Суть электронного обучения

В систему электронного обучения входят самые разные формы организации учебного процесса. Это могут быть как стандартные очные уроки с преподавателем, на которых применяются Интернет и цифровые технологии, так и занятия, полностью организованные внутри цифровой среды (специальных приложений, платформ и сервисов).

Сегодня мы повсеместно видим реализацию принципов электронного обучения. Вводя в учебный процесс те или иные современные мультимедийные и коммуникационные средства, мы в праве говорить об использовании электронного обучения, даже если речь идет о применении планшета для просмотра обучающего ролика или передачи домашнего задания по электронной почте.

Общение по видеосвязи давно предпочитают бумажным письмам и телефонным разговорам, а онлайн-магазины практически полностью заменили обычный шоппинг. Мир развивается. Повсеместное применение современной техники как в быту, так и на производствах стало нормой жизни. Элементы электронного обучения также органично становятся неотъемлемой частью учебного процесса: приложения к учебникам, презентации на проекторе и т.д.

Разница между дистанционным и электронным обучением

Не стоит путать электронное обучение и дистанционное. Некоторая взаимосвязь между этим формами обучения, конечно, есть. Современное дистанционное обучение осуществляется с обязательным применением электронных технологий.

Но технологии электронного обучения могут включаться и при стандартной классно-урочной системе. При этом дистанционное образование осуществлялось и много лет назад, когда об электронных средствах обучения даже не задумывались. Еще в XIX веке студенты имели возможность получать по почте обучающие материалы и также отправлять выполненные домашние задания.

В таком виде дистанционное образование существовало до 80-х годов прошлого века, когда персональные компьютеры стали получать более широкое распространение. В этот период учебные материалы присылались также по почте. Но это были уже не учебники и брошюры, а мультимедийные файлы, записанные на компакт-диски.

Развитие интернет-технологий привело к тому, что высокоскоростная передача данных с помощью всемирной сети доступна практически везде и каждому. Необходимость пересылать по почте электронные носители информации исчезла. И говоря о дистанционных технологиях в образовании, мы подразумеваем и электронное обучение. Больше не надо ждать посылок с учебниками или видеоуроками на дисках.

Лекции и семинары организуют в виде вебинаров и конференций, проводимых по видеосвязи на специальных платформах и сервисах. Эти технологии дают возможность быть студентом любого университета мира, не выходя из дома. Весь цикл обучения — от поступления до сдачи выпускных экзаменов — может быть организован дистанционно.

Таким образом, электронное обучение может быть как очным, так и дистанционным. А дистанционное в современных реалиях стало полностью электронным.

Плюсы электронного обучения

Рассмотрим плюсы электронного обучения.

  • При е-learning применяют формы подачи материала, привлекающие внимание детей и комфортные для восприятия. Это презентации, видеоролики, видеоуроки. Даже проведение контрольных тестов и проверок с помощью электронных устройств не вызывает страха или волнения, а, напротив, воспринимается как увлекательный процесс. Это снимает нервное напряжение, страх, помогает лучше воспринимать информацию и сосредотачиваться на главном. В целом это позволяет проходить учебный план в срок без задержек на дополнительные объяснения и повторения.
  • Возможность проверять усвоение знаний и отрабатывать новые навыки онлайн через симуляторы, тренажеры и другие программы позволяет включать в учебный процесс больше практики.
  • Доступ к образовательному процессу в любое время из любой точки мира. Если говорить о дистанционном образовании на базе e-learning и его принципиальном отличии от очного, оно предоставляет учащимся гораздо больше свободы и возможностей. На обычный урок в школу или на курсы учащийся может опоздать, не попасть из-за непогоды, плохого самочувствия и множества других причин. Если ребенок учится на одном из порталов электронного обучения, ему требуются лишь устройство с доступом в Интернет и удобное рабочее место.
  • Индивидуализация обучения. Особенность организации электронного обучения заключается в том, что каждый учащийся занимается по своем персональному плану. Это относится к онлайн-курсам, где в аккаунте пользователя виден его прогресс, уровень усвоения каждой темы, успешность выполнения домашнего задания и т.д. В зависимости от этого преподаватель может корректировать содержание уроков: возвращаться к тем или иным темам, давать дополнительные задания и т.д.
  • Дистанционная форма e-learning позволяет подбирать удобный график учебы. Фиксированное время занятий в школе или в центрах дополнительного образования может быть неудобным для учащихся: пересекаться с другими занятиями, не совпадать с биологическими часами максимальной эффективности и т.д. Программы электронного обучения не имеют таких ограничений. Доступ к ним открыт в любое время. Ребенок сам выбирает, когда включить обучение в распорядок своего дня. Даже если он занимается с преподавателем, они смогут найти оптимальное время для занятий.
  • Снижение затрат на обучение. Так как реализация электронного (и в частности, дистанционного) обучения не подразумевает переездов и сборов, эта форма образования позволяет существенно экономить семейный бюджет. Родители не тратят деньги на дорогу, учебники, питание. Чтобы присутствовать на уроке, ребенку надо только включить компьютер. Лишние час-полтора, которые от проводит, одеваясь и добираясь до учебного заведения, он может потратить непосредственно на занятие. Стоимость обучения на онлайн-курсах ниже, чем в платной школе. При этом качество образования ничем не уступает офлайн-формату. Все дело в том, что при дистанционной форме обучения отсутствуют расходы на содержание помещения, коммунальные услуги, зарплату техническому персоналу и т.д.
Снижение затрат на обучение
Снижение затрат на обучение
  • Более глубокие знания при меньшей длительности курса. Это объясняется тем, что, по сути, речь идет об индивидуальном обучении. Каждый ученик выбирает свой темп занятий. Время, сэкономленное на дороге и других организационных моментах, можно потратить на дополнительный обучающий блок, тему, предмет и т.д. В любом случае, за стандартные 40 минут урока на дистанционном обучении ребенок успеет больше, чем в обычной школе: временной ресурс будет расходоваться только на него.

Благодаря очевидным достоинствам электронное обучение школьников приобретает все большую популярность. Цифры Росстата показывают: число учащихся, перешедших на формат дистанционного образования, увеличилось на 15 % за последние три года.

Минусы электронного обучения

Несмотря на множество преимуществ, e-learning имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать, прежде чем принимать решение о переходе на эту форму обучения.

Трудности электронного обучения:

  • Любые перемены воспринимаются организмом как стресс, особенно у детей

При переходе на дистанционное обучение коренным образом меняется распорядок дня и в принципе организация жизни. Больше нет разделения на пять учебных и два выходных дня, длинных летних каникул и промежуточных весенних и осенних. Первое время ребенку будет довольно сложно привыкнуть к необходимости самостоятельно заниматься, распределяя время между всеми предметами, выбирая периоды для отдыха и т.д.

В этой ситуации не обойтись без поддержки родителей. Также можно подобрать ресурс электронного обучения, на котором уделяется внимание вопросам мягкого привыкания учащихся к новому формату.

  • Несмотря на то, что большинство современных детей с техникой на «ты», некоторые из них могут чувствовать себя неуверенно из-за того, что у них не получается быстро освоить интерфейс обучающей платформы или сделать какие-то операции с компьютером

Чтобы избежать подобного дискомфорта, при выборе онлайн-школ, обращайте внимание, как работает служба технической поддержки, удобно ли ребенку обращаться в нее самостоятельно.

pdf иконка

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

doc иконка

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

pdf иконка

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

Уже скачали 21187 pdf иконка

  • Дефицит общения с друзьями

Если раньше встречи с приятелями гарантированно случались на школьных занятиях, то теперь их не будет. Первое время такая разительная перемена может отрицательно сказаться на качестве обучения. Особенно сложно детям-экстравертам, привыкшим делиться всеми радостями и проблемами с товарищами.

Родителям стоит взять на себя решение этой проблемы и предложить ребенку, чтобы его школьные друзья приходили в гости (если раньше это не практиковалось), организовывать другой совместный досуг. Также полезно завести новый круг общения, например, на дополнительных занятиях, кружках и т.д.

  • Несоответствие формата некоторым дисциплинам

Предметы естественно-научного цикла невозможно преподавать качественно без экспериментов. Увидеть на видео, как это делают другие — не то же самое, что попробовать самому. Но в формате онлайн-курсов это невозможно.

Решением проблемы станет обучающая платформа с возможностью посещения практических занятий офлайн.

Подведем итог. Главные достоинства и недостатки дистанционных программ с применением электронного обучения таковы:

Электронное образование в формате дистанционного обучения в некоторых аспектах уступает классическому очному. Тем не менее, большинство из этих проблем можно решить, если заранее быть к ним готовым. Выбирая обучающую платформу, обращайте пристальное внимание на те критерии, которые для вас наиболее принципиальны. Не забывайте об обязательном требовании ко всем онлайн-учебным заведениям наличии лицензии на образовательную деятельность.

Форматы электронного обучения

  • Синхронное (synchronous e-learning)

Все участники включены в образовательный процесс одновременно, в режиме реального времени. Это происходит при организации видеоконференций, консультаций, вебинаров, уроков по видеосвязи и других форматов телекоммуникации, при которых несколько сторон взаимодействуют здесь и сейчас.

  • Асинхронное (asynchronous e-learning)

Обучение с использованием различных мультимедийных средств, не подразумевающее синхронного взаимодействия участников образовательного процесса. Учащиеся используют источники информации в удобное для себя время, работая с ними в комфортном темпе.

Это могут быть мультимедийные курсы, вебинары в записи, электронные учебники и т.д. Контрольные тесты и домашние задания также могут сдаваться в любое время. Обратная связь с преподавателем выстраивается с временной отсрочкой: по электронной почте или в мессенджерах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *